Изобретенная в 1847г. шотландцем Робертом Вильямом Томпсоном, пневматическая шина, которая затем была доработана ирландским ветеринаром Джоном Бойдом Данлопом и сейчас является тем самым элементом машины без которого «далеко не уедешь». Предполагал ли Бойд, что его изобретение, которое он сделал для трёхколесного велосипеда своего сына, дабы вылечить его головные боли - обрастёт различными марками, видами и даже будет применяться на самолетах? Этого мы не знаем. Но мы знаем пару-тройку вещей о классификации шин и их обозначениях. О чем сейчас вам и расскажем.
Начнем с обозначений на шинах. На рисунке ниже, представлены основные обозначения, которые помогут вам при выборе шин.
Также хотим обратить ваше внимание на таблицу с расшифровкой индексов скорости и нагрузки.
Индекс грузоподъемности |
60 | 62 | 64 | 66 | 68 | 70 | 72 | 74 | 76 | 78 | 80 | 82 | 84 | 86 | 88 | 90 | 92 |
кг/колесо | 250 | 265 | 280 | 300 | 315 | 335 | 355 | 375 | 400 | 425 | 450 | 475 | 500 | 530 | 560 | 600 | 630 |
Индекс максимальной скорости |
F | G | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | H | V | VR | ZR | ZR (Y) |
км/ч | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 210 | 240 | 210-240 | от 240 | от 300 |
Узнать дату изготовления шины, тоже дело не очень трудное. Она собой четырехзначный код, в котором первые две цифры это неделя её изготовления, а вторые две - год.
В данном примере 0816 означает, что шина была сделана в феврале 2016 года.
Теперь, когда знаете и можете понимать «язык шин» перейдем к их видам. А их немало.
Шины с симметричным направленным рисунком протектора.
Самый востребованный вид зимних шин, а в прошлом и летних. Благодаря своему V-образному строению рисунка, они отлично справляются с выталкиванием воды и снежной массы. На шинах с направленным рисунком обязательно присутствует маркировка в виде стрелки с надписью Rotation, которая указывает на правильное направление вращения колеса.
Шины с симметричным ненаправленным рисунком протектора.
Стали самыми популярными, за счет своей универсальности и самой приемлемой цены. Под универсальностью понимается тот факт, что у них нет заданного направления вращения а, следовательно, и внутренних и внешних сторон.
Как вы уже могли догадаться, если есть симметричные, то должны быть и асимметричные шины. И они есть.
И их особенностью является то, что внутренние и внешние стороны имеют разную жесткость. Соответственно они имеют обозначения сторон outside (англ. аутсайд - внешняя) и inside (англ. инсайд - внутренняя). У шин с асимметричным направленным рисунком помимо направления и указания сторон шины, могут быть ещё маркировки L или R которые означают левую и правую сторону машины, что ещё сильнее усложняет их установку. Поэтому асимметричный направленный рисунок почти не используется нигде, кроме как в автоспорте.
По сезонности шины делятся на зимние, летние и всесезонные, хотя последние являются не самым лучшим вариантом для нашего климата. А начнем мы с летних шин.
Основная задача летней шины - это обеспечивать максимальное сцепление с дорогой. Также они имеют высокий индекс скорости, и износостойкость, однако когда температура начинает опускаться до 7 градусов и ниже, они начинают «дубеть», и теряют свои сцепные свойства.
Что же касается зимних шин, то они для того, чтобы не «дубеть», делаются значительно мягче.
Основное отличие зимней шины от летней - это большое количество ламелей (узкие прорези на рисунке протектора). Благодаря им колесо имеет хороший контакт даже на снегу и льду. Однако с приходом весны и повышении температур, зимняя резина начинает очень быстро изнашиваться, а если она у вас ещё и шипованная, то она она начнет повреждать наше и без того не самое лучшее дорожное покрытие. Поэтому не стоит затягивать с «переобувкой».
А всесезонные шины больше подходят для стран с мягкими зимними условиями.
Они уступают как летним так, и зимним шинам по всем параметрам пусть и являются универсальными.
И напоследок хотелось бы ещё уделить отдельно немного внимания внедорожным шинам. Потому, что у них есть аж 3 своих подкатегории.
Первая категория - HT (half terrain, highway terrain). Данный вид шин предназначен для использования на асфальтированных дорогах, дорогах плохого качества, грунтованных поверхностях. К бездорожью такой тип шин не рекомендуется.
Далее идет AT (all terrain) или если переводить - ВСЕдорожная. Такой вид шин пусть и не идеально, но подходит для любого типа поверхности.
Инженеры продумали всё так, чтобы эти шины без труда преодолевали проселочные трассы, нестабильный грунт, но и также, чтобы они не шумели на асфальтированной дороге.
И последняя по счету, но не по значению - MT. MT - расшифровывается как mud terrain и предназначается для езды по бездорожью. Такой вид шин вам пригодиться, если вы любите ощущать, как ваш двухтонный монстр заезжает туда, куда не проедут даже танки. Отличает этот вид шин от других, высокие, отдельно стоящие блоки, в рисунке протектора, а также огромное расстояние между ребрами, большое количество острых кромок и самое главное, выделяющиеся на боковинах «грунтозацепы». Что делают грунтозацепы, и почему мы их выделяем отдельно? Это то, что позволяет лучше цепляться за размытую дорогу и не терять сцепные свойства во время дождя. А что до минусов МТ то, как выходит из названия, этот вид шин не предназначен для езды по асфальтированным дорогам. На них она шумит и из-за специфики рисунка протектора с высокими и редкими блоками, теряет свои сцепные свойства.
Отдельно хотелось бы выделить категорию HP (high performance). Этот вид шин предназначен исключительно для асфальтированного покрытия, однако его ставят и на внедорожники. Не на все конечно, и не только на внедорожники. По большей части эти шины стоят на автомобилях премиум класса и имеют высокий индекс скорости.
Посмотреть каталог наших шин, вы можете у нас на сайте или по номеру 500-112.